Исламские хаммамы Леванта

Авторы

  • Роза Науаф Осо Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Казань, Россия)
  • Алия Азатовна Хуснуллина Институт археологии им. А.Х. Халикова АН РТ (г. Казань, Россия)

DOI:

https://doi.org/10.24852/2587-6112.2023.6.366.376

Ключевые слова:

археология, Левант; исламская цивилизация; хаммам; баррани; вастани; джуани; айван; диван; исламская архитектура.

Аннотация

В статье представлены результаты археологических и историографических исследований исламских хаммамов в Леванте. Города Леванта славились своими хаммамами, относящимися к разным эпохам. По своей архитектуре, украшениям и надписям они представляли собой шедевры исламского искусства. Хаммамы Леванта являются свидетельством высоких достижений левантийских архитекторов. Их стены были выложены плиткой, а полы отделаны мрамором. Для отопления использовалась хитроумная инженерная система с горячей водой, а бассейны наполнялись холодной водой, которая вытекала из фонтанов красивой формы. Люди использовали хаммамы не только для купания, но и для того, чтобы провести время и излечиться от некоторых болезней, а также для проведения некоторых традиционных общественных мероприятий. Исламская цивилизация унаследовала общественные хаммамы как одно из достижений предыдущих цивилизаций. Хаммамы распространились в городах исламского мира как на востоке, так и на западе как социальные объекты, ранее считавшиеся чуждыми исламской архитектуре. Именно исламские архитекторы и градостроители сделали хаммамы популярными общественными объектами для удовлетворения жизненных потребностей местного населения. До прихода ислама арабы не были знакомы с обильным пользованием водой. Мечети, бимаристаны (больницы) и рынки играли важную роль в религиозной, социальной и художественной деятельности. Создание общественных хаммамов возросло в исламских городах из-за положений ислама о чистоте и гигиене и неспособности населения строить частные ванные комнаты в своих домах. Хаммамы стали одним из самых распространенных сооружений в Леванте, что было не только свидетельством цивилизации, роскоши или богатства, но и незаменимой социальной необходимостью. Статья вводит в научный оборот арабоязычные публикации по истории исламской архитектуры, которые ранее не упоминались в трудах российских археологов и архитекторов.

Библиографические ссылки

Aidarov, S. S. 2001. In Fedorov-Davydov, G. A. (ed.). Gorod Bolgar. Monumental’noe stroitel’stvo, arkhitektura, blagoustroistvo (City of Bolgar. Monumental Building, Architecture, Improvement). Moscow: “Nauka” Publ., 6–155 (in Russian).

Baitanaev, B. A., Ergeshbayev, A. A., Shayakhmetov, A. H. 2023. In Povolzhskaya arkheologiya (Volga River Region Archaeology) (2), 114–130 (in Russian).

Baranov, V. S. 2001. In Fedorov-Davydov, G. A. (ed.). Gorod Bolgar. Monumental’noe stroitel’stvo, arkhitektura, blagoustroistvo (City of Bolgar. Monumental Building, Architecture, Improvement). Moscow: “Nauka” Publ., 319–364 (in Russian).

Voronina, V. L. 1983. In Arkhitekturnoe nasledstvo (Architectural Heritage) 31. Moscow: “Stroiizdat” Publ., 133–167 (in Russian).

Zilivinskaya, E. D. 2001. In Praktika i teoriya arkheologicheskikh issledovanii (Practice and Theory of Archaeological Studies). Moscow: Pandora-1, 174–226 (in Russian).

Zilivinskaya, E. D. 2018. Arkhitectura Zolotoy Ordi. Chast II. Grazdanskoye zodchestvo (The Golden Horde architecture. Part II. Civil monuments). Kazan: Otechestvo (in Russian).

Zilivinskaya, E. D. 2020. In Povolzhskaya arkheologiya (Volga River Region Archaeology) (4), 145–158 (in Russian).

Zilivinskaya, E. D. 2022. In Arkheologiia evraziiskikh stepei (Archaeology of the Eurasian Steppes) (3), 196–203 (in Russian).

Kalinin, N. F., Smirnov, A. P. 1946. In Kratkie soobshcheniia Instituta istorii material’noi kul’tury (Brief Communications of the Institute for the History of Material Culture) 13. Moscow, Leningrad: Academy of Sciences of the USSR, 26–32 (in Russian).

Kirilko, V. P. 2023. In Povolzhskaya arkheologiya (Volga River Region Archaeology) (5), 196–210 (in Russian).

Krutier, A. L. 2013. Garem. Mir pod chadroy (Harem. The world under the veil). Moscow: Astrel (in Russian).

Nadyrova, Kh. G. 2017. In Izvestiya Kazanskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitelnogo universiteta (News Kazan State University of Architecture and Engineering) 4(42), 41–51 (in Russian).

Sagidullaev, D. Z. 2022. In Povolzhskaya arkheologiya (Volga River Region Archaeology) (2), 159–174 (in Russian).

Smirnov, A. P. 1940. In Kratkie soobshcheniia Instituta istorii material’noi kul’tury (Brief Communications of the Institute for the History of Material Culture) 6. Moscow, 82–88 (in Russian).

Khovanskaia, O. S. 1953. In Kratkie soobshcheniia Instituta istorii material’noi kul’tury (Brief Communications on Papers and Field Research from the Institute for the History of Material Culture (KSIIMK) 50, 69–76 (in Russian).

Khovanskaia, O. S. 1954. In Materialy I issledovaniya po arkheologii SSSR. Vol. 42. Trudy Kuybyshevskoy arkheologicheskoy ekspeditsii. Vyp. 1 (Materials and research in the USSR archaeology. Vol. 42. Transactions of the Kuibyshev archaeological expedition) 1. Moscow; Leningrad: Izdatel’stvo AN SSSR, 392–423 (in Russian).

Khuzin, F. Sh. 2001. Bolgarskii gorod v nachale X–XIII vv. (Bolgar City at the Beginning of the 10th–13th cc.). Kazan: “Master Lain” Publ. (in Russian).

Sharifullin, R. F. 2001. In Gorod Bolgar. Monumental’noe stroitel’stvo, arkhitektura, blagoustroistvo (City of Bolgar. Monumental Building, Architecture, Improvement). Moscow: Nauka, 224–267 (in Russian).

Papadopoulo,A. 1976. L'Islam et l'art musulman. Paris: Edition's d'art Lucien Mazenod.

Sibley, M. 2009. The Historic Hammāms of Damascus and Fez: Lessons of Sustainability and Future Developments. URL: https://www.researchgate.net/publication/242180069_The_Historic_Hammams_of_Damascus_and_Fez_Lessons_of_Sustainability_and_Future_Developments?enrichId=rgreq-8aa2cdf6667f3a57b8f33fcf6bcfb433-XXX&enrichSource=Y292ZXJQYWdlOzI0MjE4MDA2OTtBUzoyMTEyNzc1MTIyMjA2NzRAMTQyNzM4Mzg5MjU4MQ%3D%3D&el=1_x_2&_esc=publicationCoverPdf (дата обращения: 13.12.2023).

Al-Abadi, Mahmoud. 1973. Islamic Archeology in Palestine and Jordan. Amman (in Arabic).

Al-Basha, Hassan. 1990. An Introduction to Islamic Antiquities. Dar Al-Nahda (in Arabic).

Abd al-Rahim, Ghaleb. 1988. Encyclopedia of Islamic Architecture, first edition. Beirut (in Arabic).

Kayal, Munir. 1986. The Damascene Baths. Ibn Khaldun Press (in Arabic).

Connell, Ernst, Islamic Art, translated by Dr. Ahmed Musa, Dar Sader, Beirut, 1966 (in Arabic).

Al-Maqrizi, Taqi al-Din Ahmed bin Ali. 1997. Preaching and Consideration by Mentioning Plans. Part 2. Investigation by Muhammad Zainhum, Madiha al-Sharqawi. Cairo, Madbouly Press, first edition (in Arabic).

Mahjoub, Fatima. 1984. The Golden Encyclopedia of Islamic Sciences. Vol. 14. Cairo: Dar Al-Ghad Al-Arabi (in Arabic).

Shaker, Mustafa. 1988. Cities in Islam until the Ottoman era. Part 2 (in Arabic).

Ibn Shaddad, Ezzdin Muhammad bin Ali bin Ibrahim. 1978. The dangerous closures in mentioning the princes of the Levant and the Jazira. Part 3, section 2. Investigation by Yahya Abbara. Damascus: Publications of the Ministry of Culture and National Guidance (in Arabic).

Загрузки

Опубликован

2023-12-31

Как цитировать

Осо , Р. Н., & Хуснуллина , А. А. (2023). Исламские хаммамы Леванта. Археология Евразийских степей, (6), 366–376. https://doi.org/10.24852/2587-6112.2023.6.366.376

Выпуск

Раздел

Исследования и публикации