ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ДРЕВНЕТЮРКСКИХ СТЕПНЫХ ОБЩЕСТВАХ

Авторы

  • Куршат Йылдырым Стамбульский университет, факультет литературы, кафедра истории, ул. Ordu, № 6, Фатих, Стамбул, Турция
  • Элвин Йылдырым Стамбульский университет Айдын, факультет науки и литературы, кафедра истории, ул. Beşyol, Inönü, №: 38, Кучукчекмедже, Стамбул, Турция

DOI:

https://doi.org/10.24852/2587-6112.2024.2.193.201

Ключевые слова:

тюрки, тюркские степные общества, тюркское имя, государственное строительство, военная традиция, кочевничество, социальная стратификация, обычай, мировая государственная мысль, централизованный государственный менталитет

Аннотация

Тюрки – один из самых древних народов в мировой истории, и имеются доказательства, что они основали государства на очень раннем этапе своей истории. Тюркские общности, ведущие кочевой образ жизни в степях, создали отличающиеся от государственных формирований оседлых обществ политические структуры, т.н. "степные государства". Наиболее важной особенностью степных государств было то, что они не имели постоянных центров и в управлении обширными территориями опирались, прежде всего, на военную силу. Степные государства кочевников представляли собой союзы племен. Они были созданы не на основе оседлых государств или городов, а объединением кочевников, обладавших военной властью. Государство было создано родом, наделенным Богом исключительной властью ("кут" по-древнетюркски) и имевшим легитимное право на верховенство в представлении кочевников. Незыблемость центральной власти зависела от способности контролировать самые отдаленные территории государства, в противном же случае вспыхивали восстания племен. Тюркское государство создавалось племенным объединением древних тюрок, связанным между собой родами, на основе сплоченности и установленного порядка. Всё это придавало государству военный характер. Поскольку воины, лошади и оружие всегда были готовы к военным действиям, покорение новых земель было неизбежным. Начиная с гуннов и до IX века центром этих великих государств, которые до принятия ислама имели кочевую структуру, являлся Отукен, который первоначально считался расположенным в долине Орхун. После IX–X веков тюркские государства создавались мусульманами, которые объединили городские и кочевые степные традиции, сделав богатые торговые регионы своими
политическими центрами.

Библиографические ссылки

Beckwith, Christopher I. 2009. Empıres Of The Silk Road A History of Central Eurasia from the Bronze Age to the Present, Princeton and Oxford: Princeton University.

Bıçak, Ayhan. 2019. Türk Düşüncesi I Kökenler, İstanbul: Dergâh.

Bıçak, Ayhan. 2020. Devlet Felsefesi Eleştiriler ve Öngörüler, İstanbul: Dergâh.

Cezar, Mustafa. 1977. Anadolu Öncesi Türklerde Şehir ve Mimarlık, İstanbul: İş Bankası.

Danilov, S. V. 2004. Goroda v Koçevıh Obşçestvah Tsentralnoy Azii, Ulan-Ude.

Donuk, Abdülkadir. 1990. Türk Hükümdarı, İstanbul, Türk Dünyası Araştırmaları.

Eberhard, W. 2008. “Orta Asya Göçebe Kavimlerinde Devlet Kurma Süreci”, Trans., O. G. Özgüdenli, Türk Kültürü İncelemeleri Dergisi, 18, 1-8.

El-Cahiz Ebu Osman Amr b. Bahr. 1967. Hilâfet Ordusunun Menkıbeleri ve Türklerin Fazîletleri, çev. Ramazan Şeşen, Ankara: Türk Kültürünü Araştırma Enstitüsü.

Ergin, Muharrem. 2009. Orhun Abideleri, İstanbul: Boğaziçi.

Gökalp, Ziya. 1975. Türk Töresi, İstanbul: Türk Kültür.

Han Shu, 1997. Beijing: Zhonghua Shuju.

İnan, Abdülkadir. 1998. Makaleler ve İncelemeler, I, Türk Tarih Kurumu: Ankara.

Jiu Tang Shu. 1997. Beijing: Zhonghua Shuju.

Kafesoğlu, İbrahim. 2004. Türk Milli Kültürü, İstanbul: Ötüken.

Kafesoğlu, İbrahim. 2014. Umumî Türk Tarihi Hakkında Tespitler, Görüşler, Mülâhazalar, İstanbul: Ötüken.

Kâşgarlı Mahmud. 2006. Divanü Lûgat-it-Türk, I, trans. Besim Atalay, Ankara: Türk Dil Kurumu.

Kâşgarlı Mahmud. 2018. Dîvânu Lugâti’t-Türk, Haz. A. B. Ercilasun-Z. Akkoyunlu, Ankara: Türk Dil Kurumu.

Mardin, Ş. 2004. “Tabakalaşmanın Tarihsel Belirleyicileri: Türkiye’de Toplumsal Sınıf ve Sınıf Bilinci”, Türkiye’de Toplum ve Siyaset Makaleler 1, ed. M. Türnöke, İstanbul: İletişim.

Ögel, Bahaeddin. 2000., Türk Kültür Tarihine Giriş, I, Ankara: Kültür Bakanlığı.

Ögel, Bahaeddin. 1989. Türk Mitolojisi, I, Ankara: Türk Tarih Kurumu.

Ögel, Bahaeddin. 2001., Dünden Bugüne Türk Kültürünün Gelişme Çağları, İstanbul: Türk Dünyası Araştırmaları Vakfı.

Ögel, Bahaeddin. 2003. İslâmiyetten Önce Türk Kültür Tarihi, Ankara: Türk Tarih Kurumu.

Ögel, Bahaeddin. 2016. Türklerde Devlet Anlayışı, İstanbul: Ötüken.

Soysal, M. O. 2002., Eski Türk Edebiyatı Metinleri, Ankara: Milli Eğitim Bakanlığı.

Sümer, F. 1960. “Oğuzlara Ait Destani Mahiyette Eserler”, Dil ve Tarih Coğrafya Dergisi, XVII/3-4, 359-455.

Türkdoğan, Orhan. 1981. “Türk Toplumunda Sanayinin Gelişimi”, Milli Eğitim ve Kültür, 6, 16-29.

Xin Tang Shu. 1997. Beijing: Zhonghua Shuju.

Yıldırım, Kürşat. 2017. Bir Zamanlar Türk İdiler Türk Kökenli Çin Aileleri, İstanbul: Ötüken.

Yıldırım, Kürşat. 2020. "Devlet Aklı Bakımından Bilge Tonyukuk", Tonyukuk Kitabı, ed. Kürşat Yıldırım, İstanbul: Türk Ocakları, 381-387.

Yıldırım, Kürşat. 2023. "Eski Türklerde Şehir Yapısı ve Kültürü Üzerine Bazı Değerlendirmeler", Avrasya İncelemeleri Dergisi, XII/1, 81-89.

Загрузки

Опубликован

2024-04-27

Как цитировать

Йылдырым, К., & Йылдырым, Э. (2024). ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ДРЕВНЕТЮРКСКИХ СТЕПНЫХ ОБЩЕСТВАХ. Археология Евразийских степей, (2), 193–201. https://doi.org/10.24852/2587-6112.2024.2.193.201

Выпуск

Раздел

Исследования и публикации