ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ САКРАЛЬНОЙ МИССИИ МАВЗОЛЕЯ ДЖУЧИ-ХАНА

Авторы

  • Эмма Радиковна Усманова Сарыаркинский археологический институт Карагандинского университета им. академика Е. А. Букетова (Караганда, Казахстан); Институт археологии им. А. Х. Маргулана КН МОН Республики Казахстан (Алматы, Казахстан); Институт археологии имени А. Х. Халикова Академии наук Республики Татарстан (Казань, Россия)
  • Ирина Петровна Панюшкина Университет Аризона (г. Тусон, США)
  • Айсулу Джапбарбергеновна Искандерова Самаркандский Институт археологии имени Я. Гулямова (г. Самарканд, Узбекистан)

DOI:

https://doi.org/10.24852/2587-6112.2024.2.375.388

Ключевые слова:

археология, мавзолей Джучи-хана, Золотая Орда, суфизм, орден Яссавия, Улус Джучи, Улытау, кубба, сура «Бакара», доисламский культ, мазар

Аннотация

Мавзолей Джучи-хана в народной казахской традиции связан с именем старшего сына Чингиз-хана, по легенде похороненного в мавзолее (Казахстан, Улытау). Впервые мавзолей в стиле исламской архитектуры XIV века упоминается под этим именем в XVI веке. Он известен в российских письменных источниках XIX – начало XX вв. Строительство мавзолея имеет два этапа: сооружение основного здания с одинарным куполом и порталом (конец XIII – первая половина XIV вв.); возведение внешнего купола на ребристом «звездчатом» барабане с навершием, покрытых поливной плиткой бирюзово-голубого цвета (конец XIV – начало XV вв.). Генеральная реконструкция мавзолея усилила элементы с исламской символикой. Распространению ислама в степной среде кочевников Улуса Джучи способствовали миссионеры суфийских орденов, особенно ордена Яссавия. В XIV веке по инициативе тимуридов начинает меняться архитектурный облик могил святых суфиев. По всей видимости, мавзолей не имеет отношение к захоронению Джучи-хана, который не был мусульманином. Здесь могли быть похоронены лица, связанные с суфизмом. Память о великом предке продолжает сохраняться в сакральной миссии мавзолея как объекте паломничества.

Библиографические ссылки

Al-Baqarah. Available at: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Аль-Бакара. (accessed 15.01 2024) (in Russian).

Ageeva, E. I., Akishev, K. A. (eds.). 1960. Arkheologicheskaya karta Kazakhstana (Archaeological Map of the Kazakhstan). Alma-Ata: Academy of Sciences of the Kazakh SSR Publ. (in Russian).

Abdurasulev, R. R., Rempel, L. I. 1962. In Pugachenkova, G. A. (ed.). Iskusstvo zodchikh Uzbekistana (Art of Architects of Uzbekistan) 1. Tashkent, 5–44 (in Russian).

Bartol'd V. V. 1963a. In Sochineniia (Works) 1. Moscow: M.: Publishing House of Eastern Literature. 459–460 (in Russian).

Bartol'd, V. V. 1963. In Sochineniia (Compositions) 2, part 1. Moscow: “Nauka” Publ., 393–433 (in Russian).

Bartol'd, V. V. 1966. In Sochineniia (Works) 4. Moscow: “Nauka” Publ., 489–491 (in Russian).

Bulatova, V. A., Man'kovskaya, L. Yu. 1983. Pamyatniki zodchestva Tashkenta XIV–XIX vv. (Tashkent architectural sites of the XIV–XIX centuries). Tashkent: Literary Publishing House and art (in Russian).

In Usmanova, E. R (comp. ed.-in-chief). 2024. Mavzoley Dzhuchi-khana: istoriya issledovaniya (Mausoleum of Jochi Khan: history of research). Samarkand: IICAS, 198–200 (in Russian).

Vasil'tsov, K. S. 2007. Tsvet v kul'ture narodov Tsentral'noy Azii (Color in the culture of the peoples of Central Asia). Available at: URL: http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/03/03_03/978-5-02-025231-8/ (accessed 16.02.2024) (in Russian).

Gumilev, L. N. 1974. Khunnu v Kitae (Xiongnu in China). Moscow: “Nauka” Publ. (in Russian).

Gyul, E. F. 2014. Arkhitekturnyy dekor epokhi Temuridov: simvoly i znacheniya (Architectural decor of the Timurid period: symbols and meanings) Tashkent: “SAN’AT” Publ. (in Russian).

Gyul, E. F. 2024. In Usmanova, E. R. (ed.-in-chief.). Mavzoley Dzhuchi-khana: istoriya issledovaniya (Mausoleum of Jochi Khan: history of research). Samarkand: IICAS, 188–197 (in Russian).

Zolotoy telets (Golden Taurus). Available at: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Золотой_телец (accessed: 15.01.2024) (in Russian).

Eginbaiuly, Zh. 2001. In Otan tarikhy (History of the Homeland) (2), 90–106 (in Russian).

Yolgin Yu. A. 2013. Arkheologicheskie i istoriko-arkhitekturnye issledovaniya mavzoleya Khodzhi Akhmeda Yasavi: vtoraya polovina XIX v. − seredina 1950-kh godov. (Archaeological and historical-architectural studies of the mausoleum of Khoja Ahmed Yasawi: the second half of the 19th century. − mid-1950s.) Almaty: Institute of Archaeology named after A. Kh. Margulan (in Russian).

Kinayatuly, Z. 2004. Қazaқ memleketі zh

Загрузки

Опубликован

2024-04-27

Как цитировать

Усманова , Э. Р., Панюшкина , И. П., & Искандерова, А. Д. (2024). ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ САКРАЛЬНОЙ МИССИИ МАВЗОЛЕЯ ДЖУЧИ-ХАНА. Археология Евразийских степей, (2), 375–388. https://doi.org/10.24852/2587-6112.2024.2.375.388

Выпуск

Раздел

Исследования и публикации

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)