Анализ аналогий восточной орнаментации в русском искусстве XIV–XV вв.
DOI:
https://doi.org/10.24852/2587-6112.2024.3.229.245Ключевые слова:
археология, Русь, Византия, Восток, Золотая Орда, орнамент, мотив, композиция, аналогияАннотация
В XIV–XV вв. на Руси возрождается декоративное искусство с опорой на домонгольские образцы. Основной опорой оставались византийские образцы, где продолжал использоваться пышный растительный орнамент и арабская каллиграфия. Мастера наблюдали новые восточные орнаменты и из богатого арсенала, собранного в Золотой Орде. Несмотря на аналогии с восточными, русские орнаменты сохраняют оригинальность и самые близкие аналогии находят между собой. Создана своя система орнаментации с новыми композициями плетеного и спирального орнаментов. Сходство с восточным арабеском возникает по логике орнаментального развития, стремящегося к подвижности. Русское искусство самостоятельно реагирует на актуальные для эпохи явления. XIV–XV вв. – период экспериментов с разнообразными орнаментами, часть которых отклонена при консолидации русской орнаментики XVI в.
Библиографические ссылки
Bobrovnitskaya, I. A. 1985. In Smirnova, E.S. (ed.) Uspenskiy sobor Moskovskogo Kremlya. Materialy i issledovaniya (Assumption Cathedral of the Moscow Kremlin. Materials and research). Moscow: “Nauka” Publ., 215–234 (in Russian).
Vagner, G. K. 1975. Belokamennaya rez'ba drevnego Suzdalya. Rozhdestvenskiy sobor. XIII vek (White stone carving in ancient Suzdal. The Nativity Cathedral. XIII century). Moscow: “Iskusstvo” Publ. (in Russian).
Lifshits, L. I. (ed.). 1996. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo Velikogo Novgoroda: Khudozhestvennyy metall XI–XV veka (Decorative and applied art of Veliky Novgorod: Art metal of the XI–XV century). Moscow: “Nauka” Publ. (in Russian).
Zhilina, N.V. 2001. In Kratkiye soobshcheniya Instituta arkheologii (Brief Communications of the Institute of Archaeology) 211, 58–69 (in Russian).
Zhilina, N. V. 2014. Drevnerusskie klady IX–XIII vv. Klassifikatsiia, stilistika i khronologiia ukrashenii (Old Russian Hoards of 9th–13th Centuries. Classification, Stylistics and Chonology of Adornments). Moscow: “URSS” Publ. (in Russian).
Zhilina, N. V. 2016. In Stratum Plus (5), 223–250 (in Russian).
Zhilina, N. V. 2021. In Zhilina, N. V. (ed.) Srednevekovye iskusstva i remesla. K 90-letiyu so dnya rozhdeniya Tat'yany Ivanovny Makarovoy (Medieval art and crafts. On the 90th anniversary of the birth of Tatyana Ivanovna Makarova). Moscow: Institute of Archaeology, Russian Academy of Sciences, 91–112 (in Russian).
Kolchin, B. A. 1971. Novgorodskie drevnosti. Reznoe derevo (Novgorod Antiquities. Carved Wood). Series: Svod arkheologicheskikh istochnikov (Code of archaeological sources) Е1–55. Moscow: “Nauka” Publ. (in Russian).
Kramarovskii, M. G. 2001. Zoloto Chingisidov: kul'turnoye naslediye Zolotoy Ordy (Gold of Genghisid: the cultural heritage of the Golden Horde). Saint Petersburg: “Slaviya” Publ. (in Russian).
Martunova, M.V. 1984. In Podobedova, O.I. (ed.). Drevnerusskoye iskusstvo. XIV–XV veka (Old Russian Art. XIV–XV centuries). Moscow: “Nauka” Publ., 101–112 (in Russian).
Martynova, M. V. 2004. Moskovskaya emal' XV–XVII vekov. Katalog (Moscow enamel of the XV–XVII centuries. Catalogue). Moscow: Moscow Kremlin Museums. (in Russian).
Nikolaeva, T. V. 1976. Prikladnoe iskusstvo Moskovskoy Rusi (Moscow Rus applied art). Moscow: “Nauka” Publ. (in Russian).
Orlova, M. A. 1997. In Lifshits, L. I. (ed.) Drevnerusskoe Iskusstvo. Issledovaniya i atributsii (Old Rusa. Research and attribution). Saint Petersburg: “Dmitriy Bulanin” Publ., 148–170 (in Russian).
Otchet Arkheologicheskoi komissii za 1896 g. (Report of the Archaeological Commission from 1896). Saint Petersburg (in Russian).
Postnikova-Loseva, M. M. 1981. Russkaya zolotaya i serebryanaya skan' (Russian gold and silver filigree). Moscow: “Iskusstvo” Publ. (in Russian).
Rybakov, B. A. 1948. Remeslo Drevney Rusi (Craft of Ancient Rus). Moscow: Nauka” Publ. (in Russian).
Rybakov, B.A. 1971. Russkoe prikladnoe iskusstvo X–XIII vekov (Russian applied art of the X–XIII centuries). Leningrad: “Avrora” Publ. (in Russian).
Ryndina, A. V. 1979. In Popov, G. V., Ryndina, A. V. Zhivopis' i prikladnoe iskusstvo Tveri. XIV–XVI veka (Painting and Applied Art of Tver. 14th–16th Centuries). Moscow: “Nauka” Publ., 478–616 (in Russian).
Smirnov, Ya. I. 1090. Vostochnoe serebro. Atlas’ drevnei serebrianoi i zolotoi posudy vostochnago proiskhozhdeniia, naidennoi preimushchestvenno v predelakh Rossiiskoi Imperii (Oriental Silver. Atlas of Ancient Silver and Gold Dishware of Oriental Origin Generally Discovered within the Russian Empire). Saint-Peterburg, 1909 (in Russian).
Sterligova, I. A. 2000. Dragotsennyi ubor drevnerusskikh ikon XI–XIV vekov. Proiskhozhdenie, simvolika, khudozhestvennyi obraz (A Precious Furnishings of Ancient Russian Icons of the 11th –14th Centuries. Origin, Symbolism, Artistic Image). Moscow: “Progress-Traditsiya” Publ. (in Russian).
Fеdorov-Davydov, G. A. 1976. Iskusstvo kochevnikov i Zolotoi Ordy. Ocherki kul’tury i iskusstva narodov Evraziiskikh stepei i zolotoordynskikh gorodov (Art of nomads and Golden Horde. Essays on Culture and Art of the Peoples of Eurasian Steppes and Golden Horde Cities). Moscow: “Iskusstvo” Publ. (in Russian).
Vilkova, M. V. et al. (eds.). 2003. Tsarskiy khram. Svyatyni Blagoveshchenskogo sobora v Kremle (Royal church. Shrines of the Annunciation Cathedral in the Kremlin) Moscow: Moscow Kremlin Museums Publ. (in Russian).
Mathew, G. 1963. Byzantine Aest Phetics. London: J. Murray.
Jones, O. 1910. The Grammar of Ornament. London: Bernard Quaritch.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 Н.В. Жилина
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.