Семантика сцены терзания рыбы или дельфина хищной птицей в восточноевропейском скифском зверином стиле

Авторы

  • Любомир Степанович Добровольский Институт истории и регионоведения, КНУ имени Жусупа Баласагына (г. Бишкек, Республика Кыргызстан)
  • Улан Умиткалиевич Умиткалиев Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилёва (г. Астана, Республика Казахстан)

DOI:

https://doi.org/10.24852/2587-6112.2025.1.45.57

Ключевые слова:

археология, гомоэротизм, итифаллический образ, симпосиастическая символика, сцена обольщения, сцена терзания

Аннотация

Интерпретация смыслов произведений изобразительного искусства скифского звериного стиля является наиболее актуальной проблемой современной скифологии. Сцена терзания рыбы или дельфина хищной птицей традиционно интерпретируется сквозь призму концепции мирового дерева как соприкосновения верхнего и нижнего миров. Новизна работы – в интерпретации этой сцены как наделённой двойным смыслом: cкрытый смысл – сцена любовного обольщения. Цель исследования – определить набор мотивов итифаллических образов и приёмов «семантического сдвига» как системы средств создания сцены мужского гомоэротизма. Пятнадцать оригинальных изображений сцены терзания рыбы хищной птицей и одно изображение сцены терзания дельфина хищной птицей являются объектом анализа на предмет наличия мотивов итифаллических образов и приёмов создания гомоэротической сцены. В работе использована комплексная методика, включающая традиционный иконографический, формально-стилистический и структурно-семиотический методы, а также приёмы общенаучного гипотетико-дедуктивного метода. Традиционная трактовка образов – птица, впивающейся в голову рыбы или дельфина, а когтями – в её туловище, а также рыба или дельфин как объект терзания птицей – переосмысливается и рассматривается в аспекте мотивов и приёмов, создающих итифаллические образы в эротической сцене. Комплексы мотивов группируем в пределах содержащих их образов, которые в результате семантического сдвига становятся участниками сцены гомоэротизма. В результате исследования определены комплексы мотивов, которые в результате семантического сдвига являются также мотивами итифаллических образов, а сцена терзания хищной птицей рыбы/ дельфина приобретает значение гомоэротической сцены любовного обольщения. Семантика сцены и декорированные ею изделия с большой вероятностью можно отнести к ритуальной, содержащей атрибутику древнегреческих симпосия и комоса, наличие в изображениях мотивов увеличенного глаза предполагает выполнение изделиями также и функции апотропея. Распространённость этих изделий и популярность самой сцены являются ярким примером греческого культурного влияния и эллинизации скифского искусства в V–IV вв. до н.э,, а также существенного религиозно-культового влияния в среде скифской знати.

Библиографические ссылки

Alekseev, A. Yu. 2012. Zoloto skifskikh tsarey iz sobraniya Ermitazha (Gold of the Scythian kings from the Hermitage collection). Saint Petersburg: State Hermitage Museum (in Russian).

Artamonov, M. I. 1947. In Vestnik Leningradskogo Gosuderstvennogo Universiteta (Bulletin of the Leningrad State University) (9), 70–87 (in Russian).

Berezkin, Yu. E. 2009. In Godishnik na Asotsiatsia ‘Ong"l’ (Year-book of the "Ongal" Association) 7 (VI), 144–169 (in Russian).

Bessonova, S. S. 1983. Religioznye predstavleniya skifov (Religious views of the Scythians). Kiev: “Naukova dumka” Publ. (in Russian).

Bessonova, S .S. 2004. In Starozhitnosti Stepovogo Prichornomor’ya i Krimu (Antiquities of the Black Sea steppe and Crimea) (XI), 25–30 (in Russian).

Bogdanov, E. S. 2006. Obraz khishchnika v plasticheskom iskusstve kochevykh narodov Tsentral'noi Azii (skifo-sibirskaia khudozhestvennaia traditsiia). (The Image of a Predator in the Plastic Arts of the Nomadic Peoples of Central Asia (the Scythian-Siberian Artistic Tradition)). Novosibirsk: Institute of Archaeology and Ethnography of the Siberian Branch, Russian Academy of Sciences Publ. (in Russian).

Gerodot. Istoriia v 9 knigakh (Herodotus. History in 9 books). 1972. Leningrad: “Nauka” Publ. (in Russian).

Grakov, B. N. 1929. Drevnegrecheskie keramicheskie kleyma s imenami astinomov (Ancient Greek ceramic stamps with the names of astynomoi). Moscow: “RANION” Publ. (in Russian).

Dobrovol'skiy, L. S. 2023. In Voprosy antropologii (Issues of Anthropology) (2), 86–104 (in Russian).

Dobrovol'skiy, L. S. 2024. In Voprosy antropologii (Issues of Anthropology) (1), 138–161 (in Russian).

Dobrovol'skiy, L. S., Sydykov, E. B., Umitkaliev, U. U., Kazhenova, G. T. 2023. In Povolzhskaya arkheologiya (Volga River Region Archaeology) 43 (1), 113–126 (in Russian).

Dobrovol'skiy, L.S., Umitkaliev, U. U. 2023a. In Arkheologiia Evraziiskikh stepei (Archaeology of Eurasian Steppes) (5) 23–37 (in Russian).

Dobrovol'skiy, L.S., Umitkaliev U.U. 2023b. In Uchenye zapiski Krymskogo federalnogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. Istoricheskie nauki. T. 2(68) (Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Hystorical sciences. V. 9 (75)), (3), 3–18 (in Russian).

D'yakonova, V. P. 2001. In Istoricheskiy ezhegodnik (Historical year-book). Special Issue, 127–150 (in Russian).

Kantorovich, A. R. 2015. Skifskii zverinyi stil' Vostochnoi Evropy: klassifikatsiia, tipologiia, khronologiia, evoliutsiia (Scythian Anumal Style of Eastern Europe: Classification, Typology, Cronology, Evolution). Diss. of the Doctor of Historical Sciences. Vol. 1–3. Moscow. Archive of the Institute of Archaeology of the Russian Academy of Sciences, Fund R-2 (in Russian).

Kantorovich, A. R. 2018. In Arkheologіia і davnia іstorіia Ukraїni (Archaeology and Ancient History of Ukraine) 27 24), 101–118 (in Russian).

Karyshkovskii, P. O. 1982. In Yanin, V. L. (ed.). Numizmatika antichnogo Prichernomor'ya (Numismatics of the ancient Black Sea region). Kiev: “Naukova dumka” Publ., 80–98 (in Russian).

Karyshkovskii, P. O. 1988. Monety Ol'vii (Coins of Olbia). Kiev: “Naukova dumka” Publ. (in Russian).

Lissarrague, F. 2008. Vino v potoke obrazov. Estetika drevnegrecheskogo pira (Wine in a stream of images. The aesthetics of an ancient Greek feast). Series: Intellektual'naya istoriya (Intellectual History). Moscow: “Novoe literaturnoe obozrenie” Publ. (in Russian).

Losev, A. F. 1957. Antichnaya mifologiya v ee istoricheskom razvitii (Ancient mythology in its historical development). Moscow: “Uchpedgiz” Publ. (in Russian).

Lucian of Samosata. 2001. In Lukian. Sochineniia (Works) 1. Moscow: “Aleteiia” Publ., 190–213 (in Russian).

Lunin, B. 1939. In Vestnik drevnei istorii (Journal of Ancient History) 3, 210–23 (in Russian).

Meliukova, A. I. 1950. In Udal’tsov, A. D. (ed.). Kratkie soobshcheniia Instituta istorii material’noi kul’tury (Brief Communications of the Institute for the History of Material Culture) 34. Moscow: Academy of Sciences of the USSR, 30–41 (in Russian).

Perevodchikova, E. V. 1994. Iazyk zverinykh obrazov. Ocherki iskusstva evraziiskikh stepei skifskoi epokhi (Language of Animal Images. Sketches of Art from Eurasian Steppes in Scythian Time). Moscow: “Vostochnaia Literatura” Publ. (in Russian).

Polidovich, Yu. B. 2013. In Kolganova, G. Yu. (ed.) Tekst. Kontekst. Podtekst: sbornik v chest' M.N. Pogrebovoy (Text. Context. Subtext: collected articles in honour of M.N. Pogrebova). Moscow: Institute of Oriental Studies of the Russian Academy of Sciences, 157–227 (in Russian).

Polidovich, Yu. B., Malyuk, N. I. 2016. In Yablonskiy, L. T., Kraeva, L. A. (eds.) Konstantin Fedorovich Smirnov i sovremennye problemy sarmatskoy arkheologii (Konstantin Fedorovich Smirnov and current issues of Sarmatian archaeology). Orenburg: Orenburg State Pedagogical University, 209–215 (in Russian).

Polos'mak, N. V. 1994. «Steregushchie zoloto grify» (ak-alakhinskie kurgany (“Vultures Guarding Gold" (Ak-Alakhino Barrows)). Novosibirsk: “Nauka” Publ. (in Russian).

Publii Ovidii Nasonis. 1978. Skorbnye elegii. Pis'ma s Ponta (Sorrowful elegies. Letters from Pontus). Moscow: “Nauka” Publ. (in Russian).

Pchelov, E. V. 2017. In M.V. Zav’yalova, T. V. Tsiv’yan (eds.). Mir zhivotnykh v mifopoeticheskom rakurse (The animal world from a mythopoetic perspective). Moscow: “Legorussia” Publ., 83–98 (in Russian).

Raevskiy, D. S. 2006. Mir skifskoy kul'tury (The world of Scythian culture). Moscow: “Iazyki slavyanskikh kul'tur” Publ. (in Russian).

Rak, I. V. 1998. Mify drevnego i srednevekovogo Irana (Myths of ancient and medieval Iran). Saint Petersburg: “Letniy sad” Publ. (in Russian).

Sagalaev, A. M. 1992. Altay v zerkale mifa (Altai in the mirror of myth). Novosibirsk: “Nauka” Publ. (in Russian).

Terenozhkin, A. I. 1966. In Sovetskaia Arkheologiia (Soviet Archaeology) (2), 33–49 (in Russian).

Khazanov, A. M. 1972. In Sovetskaia Arkheologiia (Soviet Archaeology) (3), 68–75 (in Russian).

Shkurko, A. I. 1975. Zverinyy stil' v iskusstve i kul'ture lesostepnoy Skifii (VII—III vv. do n. e.) (Animal style in the art and culture of forest steppe Scythia (VII–III centuries BC)). Diss. of the Candidate of Historical Sciences. Moscow (in Russian).

Загрузки

Опубликован

2025-02-28

Как цитировать

Добровольский , Л. С., & Умиткалиев , У. У. (2025). Семантика сцены терзания рыбы или дельфина хищной птицей в восточноевропейском скифском зверином стиле. Археология Евразийских степей, (1), 45–57. https://doi.org/10.24852/2587-6112.2025.1.45.57

Выпуск

Раздел

Исследования и публикации

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)