ЭПИГРАФИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ СИБИРСКИХ ТАТАР
Ключевые слова:
Западная Сибирь, эпиграфические памятники, эпитафии, сибирские татары, Кульмаметевы, военно-служилая знать, надмогильная плита, Ханское кладбищеАннотация
Рассматриваются эпиграфические памятники татарского населения Западной Сибири. Показано, что для основной части сибирских татар были характерны другие типы намогильных сооружений. Традиция установки каменных плит с эпитафиями была известна и сохранялась у военно-служилой знати. В связи с тем, что многие памятники были утрачены, на сегодняшний день известно незначительное число сохранившихся каменных плит. Основное внимание уделено эпиграфическому памятнику конца XVII – начала XVIII вв. – надмогильной плите с Ханского кладбища близ Искера (Сибири) – древней столицы Сибирского ханства. На основе архивных источников автором выявлено, что под этой плитой были погребены представители знатного рода мурз Кульмаметевых. Данный факт подтверждает общность традиции захоронения тюрко-татарской военно-служилой знати на особых Ханских кладбищах, характерной как для Поволжья,
так и Сибири.
Библиографические ссылки
Ажигали С.Е. Крупнейший мемориально-культовый комплекс степной Евразии: некрополь Шопан-Ата / Интеграция археологических и этнографических исследований: Сб. научн. трудов. Омск, 2003. С. 129–133.
Белич И.В. Ханское кладбище // Сибирская столица. 1997. № 1. С. 55–72.
Бустанов А.К., Мухаметшин Д.Г. Кайрак из аула Себеляк: новый памятник сибирско-татарской эпиграфики // Сулеймановские чтения: материалы Х Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. А.П. Яркова. Тюмень: СИТИ ПРЕСС, 2017. С. 19–21.
Бустанов А.К. Книжная культура сибирских мусульман. М.: Изд. дом Марджани, 2013. 264 с.
Валеева Д.К. Искусство волжских булгар периода Золотой Орды (XIII–XV вв.). Казань, 2003.
Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о касимовских царях и царевичах. Ч. 3. СПб., 1866.
Искер – столица Сибирского ханства // Сб. научных работ. Казань: Институт истории им. Ш. Мрджани АН РТ, 2010.
Керейтов Р., Червонная С. Эпиграфика Ногайской степи // Татарская археология. 2004. № 1–2 (10–11). С. 168–209.
Мухаметшин Д.Г. Татарские эпиграфические памятники. Региональные особенности и этнокультурные варианты / Серия «Археология евразийских степей». Вып. 6. Казань: Институт истории АН РТ, 2008. 132 с.
Отчет консерватора Тобольского губернского музея о состоянии коллекций за 1915 г. / Ежегодник Тобольского Губернского музея. Вып. XXVI. Тобольск: Типография Епархиального братства, 1916. С. 13–15.
Пигнатти В.Н. Искер (Кучумово городище) / Ежегодник Тобольского Губернского музея. Вып. 125. Тобольск: Типография Епархиального братства, 1915.
Селезнев А.Г., Селезнева И.А. Сибирский ислам: региональный вариант религиозного синкретизма. Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2004. 72 с.
Татар адабияте тарихы. Казань: Таткнигоиздат, 1984. 565 с.
Тычинских З.А. Служилые татары и их роль в формировании этнической общности сибирских татар. Казань: «ФЭН», 2010. 288 с.
Юсупов Г.В. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1960. 322 с.
Яхин Ф.З. Тобольский татарский поэт Амдами и его произведение «Насихатнамэ» («Книга наставлений») // Материалы V Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири: Тюркские народы». Тобольск, 2002. С. 601–602.
Яхин Ф.З. Отражение истории древнего Тобольска в «Генеалогическом древе Саидов Сибирского ханства» // Сулеймановские чтения. Тюмень, 2005. С. 191–197.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2017 З.А. Тычинских
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.