СТАРОКРЫМСКИЕ МУСУЛЬМАНСКИЕ НАДМОГИЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ ЗОЛОТООРДЫНСКОГО ПЕРИОДА (НА ПРИМЕРЕ ПОДТИПА В ФОРМЕ ВОСЬМИГРАННОЙ ПРИЗМЫ БЕЗ ФИГУРНОГО НАВЕРШИЯ)

Авторы

  • Мемедула Адилович Усеинов Институт истории им. Марджани АН РТ (Казань, Российская Федерация)

Ключевые слова:

Старый Крым, Золотая Орда, эпиграфика, надмогильные памятники, вертикальные восьмигранные надгробия

Аннотация

В статье рассматривается подтип мусульманских надмогильных памятников золотоордынского периода, представляющих собой вертикальную восьмигранную призму без фигурного навершия. Надгробия были зафиксированы на территории г. Старый Крым.
Исследование памятников в форме восьмигранных призм позволило выявить два подтипа. В результате анализа определены различия в назначении этих двух подтипов:
– с фигурным навершием, у которых верхняя часть памятника по форме похожа на купол дюрбе, или мужской головной убор. Надпись несет информацию преимущественно на арабском языке об имени человека, а также насаб и нисбу.
– без фигурного навершия; надпись на таких надгробиях несет информацию только о дате смерти погребенного, прописью на арабском языке.
Из 318 надгробных памятников золотоордынского периода 124 (39 %) были отнесены к типу вертикальной восьмигранной призмы, из которых 31 надгробие относится к подтипу без фигурного навершия.
В целом же анализ тридцати одного надгробия, относящегося к данному подтипу, показал основные приемы оформления, характерные особенности присущие данному подтипу надгробий. Анализ элементов декора, использованных в оформлении надгробий, показал наличие сельджукского влияния.
Расшифровка надписей на двенадцати надгробных камнях, показала, что они относятся к седьмому веку по Хиджре (XIV в.). Стилистическая близость, позволяет отнести все памятники данной подгруппы к золотоордынскому периоду.

Библиографические ссылки

Акчокраклы О. [-Н. А.] Старо-Крымские и Отузские надписи XIII–XV вв. // ИТОИАЭ. Симферополь, 1927. Т. 1(58). С. 5–17.

Акчокраклы О.-Н.А. Старо-Крымские надписи: по раскопкам 1928 года // ИТОИАЭ. 1929. Т. 3. С. 152–159.

Бороздин И.Н. Солхат // Новый Восток / Под ред. М. Павловича. М., 1928. № 13–14. С. 271–301.

Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. Душанбе, 1990. 447 с.

Крамаровский М.Г. Солхат-Крым: к вопросу о населении и топографии города в ХIII–ХIV вв. // Итоги археологических экспедиций. Л., 1989. C. 141–157.

Крамаровский М.Г. Крым и Рум в XIII–XIV столетиях (Анатолийская диаспора и городская культура Солхата) // Золотоордынское обозрение. Казань, 2016. № 1. С. 55–88.

Фонды БИКАМЗ. КП-10740/405. Дневник У. Боданинского. 1925. Л. 45.

Biçici H. Kamil. İznik Müzesindeki Kandil ve Şamdan Motifli Mezar Taşlar // Turkish Studies – International Periodical For The Languages, Literature and History of Turkish or Turkic. Ankara, 2012. Vol. 7/3. p. 637– 661.

Çal Halit. Türklerde mezar-mezar taşlari. // Aile Yazıları, 8, TC. Aile ve Sosyal Politikalar Bakanlığı Yayını. Ankara, 2015. S. 295–332.

Delikgöz Ömer, Fulya Aliç. Osmanli Istanbul’unda bulunan bazi müslim ve Gayrimüslim mezarliklarindaki kimi semboller // Hacettepe Üniversitesi Türkiyat Araştırmaları Dergisi. 2010. № 13. S. 113–131.

Загрузки

Опубликован

2017-12-15

Как цитировать

Усеинов, М. А. (2017). СТАРОКРЫМСКИЕ МУСУЛЬМАНСКИЕ НАДМОГИЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ ЗОЛОТООРДЫНСКОГО ПЕРИОДА (НА ПРИМЕРЕ ПОДТИПА В ФОРМЕ ВОСЬМИГРАННОЙ ПРИЗМЫ БЕЗ ФИГУРНОГО НАВЕРШИЯ). Археология Евразийских степей, (6), 205–209. извлечено от https://evrazstep.ru/index.php/aes/article/view/295

Выпуск

Раздел

Исследования и публикации