РОДОВЫЕ МОГИЛЬНИКИ КОЧЕВНИКОВ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ НА ТЕРРИТОРИИ КАЛМЫКИИ

Авторы

  • Петр Михайлович Кольцов Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова (г. Элиста, Россия)
  • Кермен Петровна Кольцова Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова (г. Элиста, Россия)
  • Владислав Викторович Верещагин ООО «Ростовская археологическая экспедиция» (г. Ростов-на-Дону, Россия)

Ключевые слова:

могильники, золотоордынские кочевники, Республика Калмыкия, могильник «Иджил», могильник Малые Дербеты, курган, погребения, погребальный инвентарь

Аннотация

Крупные могильники кочевников второй половины XIII−XIV вв. в степях Восточной Европы довольно редки, поэтому неслучайно специалисты проявляют к ним большой интерес. К настоящему времени на территории Калмыкии исследовано два кочевнических могильника, которые возникли в течение второй половины XIII−XIV вв. Первый могильник был обнаружен на землях совхоза «Иджил» Октябрьского района Республики Калмыкии. Из 10 исследованных курганов 8 содержали погребения золотоордынского времени. Хоронили покойников вытянуто на спине, преимущественно головами на северо–восток, лишь в двух случаях на север и по одному на запад и восток. Погребальный инвентарь содержал костяные палочки, серебряные подвески в виде знака вопроса, кресала, стремена и др. находок. По мнению Г. А. Федорова–Давыдова, подвески в виде знака вопроса и костяные палочки появились в степях Восточной Европы в золотоордынское время. Второй могильник из 10 земляных насыпей был обнаружен в 2007 г. в районе с. Малые Дербеты Малодербетовского района Республики Калмыкия. Погребальные конструкции представляли собой ямы с заплечиками, где покойники лежали в основном головой на З. Совершались они в течение непродолжительного времени и принадлежали к одной родовой группе. Относительно религиозного аспекта перечисленных выше захоронений следует сказать, что в Улусе Джучи, наряду с культом Тенгри, видное место занимали представители буддизма, ислама и христианства. Причем популярность той или иной мировой религии зависела от динамично меняющихся исторических условий.

Библиографические ссылки

Атавин А.Г. Некоторые особенности захоронения чучел коней в кочевнических погребениях X−XIV вв. // СА. 1984. № 1. С. 134−135.

Васюткин С.М., Кольцов П.М. Средневековые погребения зоны Калмыцкого магистрального канала // Материалы и исследования по археологии Калмыкии / Отв. ред. В.И. Марковин. Элиста: КГУ, 1995. С. 107−160.

Верещагин В.В. Отчет об охранных археологических раскопках курганного могильника Малые Дербеты I на территории Малодербетовского района, курганов Садовое 5 и Садовое 6 на территории Сарпинского района Республики Калмыкия в 2007 г. // Архив Прикаспийского научно–образовательного археологического центра Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова.

Иванов В.А., Кригер В.А. Курганы кыпчакского времени на Южном Урале (XII−XIV вв.). М.: Наука, 1988. 91 с.

Кригер В.А. Кочевники Южного Приуралья и Заволжья в средние века (XII−XIV вв.). Дисс… канд. ист. наук. М., 1985. 314 с.

Немеров В.Ф. Воинское снаряжение и оружие монгольского воина XIII – XIV вв. // СА 1987. №2. С. 212−227.

Позднеев А.М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу. Элиста: Калм. кн. изд–во, 1993. 492 с.

Федоров–Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М.: Изд–во МГУ, 1966. 274 с.

Федоров–Давыдов Г.А. Золотоордынские города Поволжья. М.: Изд–во МГУ, 1994. 229 с. ил. 21.

Загрузки

Опубликован

2018-07-25

Как цитировать

Кольцов, П. М., Кольцова, К. П., & Верещагин, В. В. (2018). РОДОВЫЕ МОГИЛЬНИКИ КОЧЕВНИКОВ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ НА ТЕРРИТОРИИ КАЛМЫКИИ. Археология Евразийских степей, (4), 73–87. извлечено от https://evrazstep.ru/index.php/aes/article/view/333

Выпуск

Раздел

Исследования и публикации