МУДРОСТЬ, ЗНАНИЕ, ПРОСВЕЩЕНИЕ: МАМЛЮКСКИЙ ТИРАЗ ИЗ ПОГРЕБЕНИЯ ЗОЛОТООРДЫНСКОГО СТЕПНОГО ВОИНА (КАЛМЫКИЯ, РОССИЯ)
Ключевые слова:
Золотая Орда, Мамлюкский Султанат,, кочевая элита, шелковый тираз, археология погребений, дипломатический обмен, КалмыкияАннотация
Начиная с раннего периода существования Золотой Орды, ее правители занимались налаживанием дипломатических отношений и формированием политических союзов с Мамлюкским Султанатом. Укреплению отношений между державами в XIII–XIV веках способствовал осуществляемый на официальном уровне обмен ценными подарками и предметами роскоши. Согласно ряду первоисточников, мамлюкские подарки включали в себя большое количество шелковой одежды и тиразских лент, украшенных эпиграфической вышивкой. Авторы статьи рассматривают возможность археологического
подтверждения существования указанных предметов. Несмотря на то, что многочисленные степные и городские погребения золотоордынской элиты содержат остатки шелковой одежды, доказательство их принадлежности к мамлюкской культуре является достаточно проблематичным. В статье рассматривается погребение кочевника высокого статуса, найденное в степи на территории современной Калмыкии недалеко от Большого Царына в ходе раскопок 1977 года, внутри которого был обнаружен шелковый тираз с вышитой надписью, содержащей королевский титул и выполненной в стиле, позволяющем говорить о его возможном мамлюкском происхождении. Если данная интерпретация находки является
верной, она не только представляет собой археологическое подтверждение дипломатического обмена предметами роскоши, но также проливает свет на особенности использования и распространения дорогих шелков среди кочевой элиты Золотой Орды.
Библиографические ссылки
Allsen, T. T. 1997. Commodity and Exchange in the Mongol Empire: A Cultural History of Islamic Textiles. Cambridge: Cambridge University Press.
Behrens-Abouseif, D. 1995. Mamluk and Post–Mamluk Metal Lamps. Supplément aux Annales islamologiques, Cahier n ̊ 15. Le Caire: Institut français d'archéologie orientale.
Behrens-Abouseif, D. 2014. Practising Diplomacy in the Mamluk Sultanate: Gifts and Material Culture in the Medieval Islamic World. London: I.B.Tauris.
Bierman, I. A. 1980. Art and Politics: The Impact of Fatimid Uses of Tiraz Fabrics. Ph.D. dissertation. Chicago: University of Chicago.
Favereau, M. The Golden Horde and the Mamluks // Золотоордынское обозрение. 2017. № 5(1). С. 93–115.
Lamm, C. J., 1930. Mittelalterliche Gläser und Steinschnittarbeiten aus dem Nahen Osten, Forschungen zur islamischen Kunst. Berlin: D. Reimer.
Lamm, C. J. 1937. “Some Mamluk Embroideries,” Ars Islamica 4, pp. 64–77.
Mackie, L. W. 1984. “Toward an Understanding of Mamluk Silks: National and International Considerations,” Muqarnas 2, pp. 127–146.
Mackie, L. W. 2015. Symbols of Power: Luxury Textiles from Islamic Lands, 7th–21st century. New Haven: Yale University Press.
Mayer, L.A. 1933. Saracenic Heraldry: A Survey. Oxford: Clarendon Press.
Shingiray, I. 2018. “‘Nomadic Islam’ in the Golden Horde Steppe: a Case–Study of a Burial from Bolshoi Tsaryn, Kalmykia.” In Кавказ в системе культурных связей Евразии в древности и средневековье. XXX «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа / Отв. ред. У. Ю. Кочкаров, Карачаевск / In U.U. Kochkarov (ed.) The Caucasus in the System of Cultural Relations of Eurasia in the Ancient Time and the Middle Ages. XXX “Krupnovsky Readings.” Karachaevsk: KChGU, pp. 516–518 (in the digital publication).
Tsutskin, E. V. (Цуцкин Е. В). 1978. Oтчёт о работе Сарпинской археологической экспедиции Калмыцкого НИИаЛИ и КГУ в 1977 г. Элиста: Архив КИГИРАН №№ 8–10 / Report on the Work of the Sarpinskaia Archaeological Expedition of the Kalmyk NIIaLI and KGU in 1977. Elista: Archive KIGIRAN NN 8–10 (in Russian).
Vasary, I. 2016. “Golden Horde,” In K. Fleet, G. Krämer, D. Matringe, J. Nawas and E. Rowson, Encyclopaedia of Islam, Third Edition, http://dx.doi.org.ezp-prod1.hul.harvard.edu/10.1163/1573-3912_ei1163_COM_27498, Brill Online.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2018 Ирина Шингирей
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.