ОТРАЖЕНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ АНАНЬИНЦЕВ В МАТЕРИАЛАХ ЛУГОВСКОГО МОГИЛЬНИКА
Ключевые слова:
Ананьинская культурно-историческая общность (АКИО), Ананьинская культура, Луговской могильник, псалия, свирель, напрясло, солярный орнамент, Мировое древо, культ солнца, шаманство, обрядАннотация
В статье рассматривается анализ духовной культуры ананьинцев на основе вещественных материалов в фондах лаборатории археологи и этнографии ЕИ КФУ. Автор приводит полный разбор находок из Луговского могильника на основе классификации В.А. Шаталова, мифологии и эпоса народов коми-зырян, коми-пермяков и удмуртов. Искусство ананьинцев отразилось на дальнейшее мировоззрение народов Волго-Камья и Европы северо-востока, сформировав Ананьинскую культурно-историческую общность (АКИО). Культурная система ананьинцев составляет сложную систему взглядов и ценностей, что отличает её от других археологических культур Поволжья, Прикамья и Северной Европы.
Библиографические ссылки
Ашихмина Л.И. Реконструкция представлений о мировом древе у населения Северного Приуралья в эпоху бронзы и раннего железа: Докл. на заседании президиума Коми науч. центра УрО Рос. АН 17 дек. 1992 г.. Сыктывкар: Коми науч. центр УрО РАН, 1992. 30 с.
Ковалева В.В. Символ солнца, вращающий мир // Финно–угорский мир. 2010. №1. С. 70−71.
Коренюк М.С. Металлические антропоморфные изображения в раннем железном веке Пермского Прикамья // Вестник Пермского университета. 2015. № 1(28). С. 85−98.
Корепанов К.И. История и культура населения Елабужского края в раннеананьинскую эпоху (VIII-VI вв. до н.э.). Елабуга: Елабужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, 1991. 32 с.
Корепанов К.И., Обыденнов М.Ф., Гайфутдинов А.А. Социальные основы культуры первобытных племен Волго-Уральского региона. Казань: Познание, 2015. 216 с.
Куек М.Г. Семантика солярных символов в художественном металле адыгов // Вестник АГУ. 2016. №1 (172). С. 158−159.
Молчанова Л.А., Рябкова М.А. Образ мира в орнаментации женского удмуртского костюма // Ежегодник финно-угорских исследований. 2016. №1. С. 161−165.
Рябов Н.В. Образ мирового древа как опора мироздания финно-угорского народа // Финно-угорский мир. 2013. №2. С. 103−106.
Чемякин Ю.П., Кузьминых С.В. Металлические орнитоморфные изображения эпохи раннего железа Восточной Европы и Урала. // У истоков археологии Волго-Камья (к 150-летию открытия Ананьинского могильника) / Археология евразийских степей. Вып. 8 / Отв. ред. Кузьминых С.В., Чижевский А.А., Г.Р. Руденко. Елабуга:, 2009. С. 116−120.
Тарунов А.М. Сокровища культуры Татарстана. М.: Издание Научно-информационного издательского центра, 2004. 592 с.
Фонякова Н.А. Загадки Шиловских Пластин // Филология и культура. 2013. №1(31). С. 203−208.
Шаталов В.А. О проблемах и принципах классификации костяных изделий ананьинской эпохи (на примере оружия, охотничье-промыслового и конского снаряжения). // Поволжская археология. 2012. №1(1). С. 58−67.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2019 Юлия Владимировна Макарова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.