КУЛЬТ ВОЛКА В КУЛЬТУРЕ НАСЕЛЕНИЯ КАЗАХСТАНСКОГО ПРИУРАЛЬЯ VI–IV ВВ. ДО Н.Э.

Авторы

  • Яна Амангелдиевна Лукпанова Западно-Казахстанский историко- краеведческий музей (г. Уральяск, Казахстан); Институт археологии им. А.Х. Маргулана (г. Алматы, Казахстан)

DOI:

https://doi.org/10.24852/2587-6112.2021.6.132.147

Ключевые слова:

археология, Казахстанское Приуралье, курган, погребение, волк, семантика, культ, ритуал, обряд, хаома

Аннотация

В статье рассмотрены особенности погребального обряда и инвентаря, связанных с изображением волка, проанализирован образ волка в искусстве, в культе, верованиях. В зверином стиле Казахстанского Приуралья широко распространено изображение волка и отдельных частей его тела в мужских и женских погребениях на предметах вооружения, узды, зеркалах, проколках, навершиях, жертвенниках. Зубы, клыки, лапы, челюсть волка встречаются в составе украшений, в ритуальных комплексах погребений, они использовались в обрядах и ритуалах, являлись амулетами. Волк и его образ рассматриваются не только как символ, но и как один из важных компонентов погребального обряда, отражающего статус человека. В культуре народов образ волка наделялся сверхъестестенными характеристиками, он являлся мифологическим образом, его образ сакрализирован, воинские союзы, образованные в раннекочевническом обществе после обряда инициации создавались по принципу волчьей стаи, а воины назывались воинами-псами. Волк рассматривается как символ, как один из важных компонентов погребального обряда. Части тела волка в погребениях отражали тотемистические взгляды ранних кочевников Приуралья

Библиографические ссылки

Алтынбеков К. Возрожденная из пепла. Реконструкция по материалам погребения жрицы из комплекса Таксай I. Алматы: Остров Крым, 2013. 64 с.

Банников А.Л. Сакральные и социальные аспекты интерпретаций изображений на алтариках ранних кочевников Южного Урала // Сибирский сборник — 1. Погребальный обряд народов Сибири и сопре¬дельных территорий. Кн. I. / Отв. ред. Л.Р. Павлинская. СПб.: МАЭ РАН, 2009. С. 167-175.

Богданов Е.С. Образ хищника в пластическом искусстве кочевых народов Центральной Азии (скифо-сибирская художественная традиция). Новосибирск: Изд-во ИАЭт СО РАН, 2006. 240 с.

Бурнаков В.А., Цыденова Д.Ц. Образ волка в религиозно-мифологических представлениях хакасов (конец XIX - XX век) // Вестник НГУ Серия: История, филология. 2015. Т. 14. № 3. С. 121-132.

Гуцалов С.Ю. Волчья стая. URL: http://www.darial-online.ru/2005_1/gutsalov.shtml (дата обращения: 11.08.2021)

Гуцалов С.Ю. Погребальные памятники кочевой элиты Южного Приуралья середины I тыс. до н.э. // Археология, этнография и антропология Евразии 2007. №2 (30). С. 75-92.

Гуцалов С.Ю. Погребальные сооружения могильника Кырык-Оба в Западном Казахстане. // РА. 2010. №2. С. 51-56.

Гуцалов С.Ю. Некоторые материалы из раскопок Г.А. Кушаева на территории Уральского Левобере¬жья // УАВ. Вып. 11. Уфа: Гилем, 2011. С. 16-27.

Гуцалов С. Ю. Этнокультурная специфика могильника Кырык-Оба II // РА. 2011. № 1. С. 81-96.

Иванчик А.И. Воины-псы. Мужские союзы и скифские вторжения в Переднюю Азию // СЭ. 1988. № 5. С. 38-48.

Джумабекова Г. С. О воинских культах ранних кочевников (по материалам сюжета бронзовой курильницы) // Военное искусство кочевников Центральной Азии и Казахстана (эпоха древности и средневековья) / Отв. ред. Н.Ж. Шаханова. Алматы: Нац.Высшая школа, 1998. С. 12-28.

Засецкая И.П. Два мотива в савроматском зверином стиле - свернувшийся по кругу хищник коша¬чьей породы и вписанная в круг фигура козла (I - начало II в. н. э.) // Нижневолжский археологический вестник. Вып. 8. Волгоград. 2006. С. 74-110.

Кадырбаев М.К. Курганные некрополи верховьев р. Илек // Древности Евразии в скифо-сарматское время / Ред. А.И. Мелюковой, М.Г. Мошковой, В.Г. Петренко. М.: Наука, 1984. С. 84-93.

Кадырбаев М.К. Отчет Актюбинского археологического отряда за 1974 год / Архив Института архе¬ологии им. А.Х. Маргулана. Ф. 11, оп. 2, д. 1375, л.28.

Кадырбаев М.К. Захоронения воинов савроматского времени на левобережье р. Илек // Прошлое Казахстана по археологическим источникам / Отв. ред. К.А. Акишев. Алма-Ата: Наука, 1976. С. 137-156.

Королькова Е.Ф. Звериный стиль Евразии. Искусство племен Нижнего Поволжья и Южного Приу¬ралья в скифскую эпоху VII - IV вв. до н.э.). Проблемы стиля и этнокультурной принадлежности. СПб.: Петербургское востоковедение, 2006. 272 с.

Кубарев В.Д., Черемисин Д.В. Волк в искусстве и верованиях кочевников Центральной Азии // Традиционные верования и быт народов Сибири. XIX - начало XX в. / Отв. ред. И. Н. Гемуев, А. М. Сагалаев. Новосибирск: Наука, 1987. С. 98-117.

Курманкулов Ж.К., Ишангали С., Раймкулов Б.Т. Исследования курганного отряда №2 УКАЭ в 2001г. на могильнике Кырык-оба 2 // Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. 2002. № 1. С.87-93.

Липец Р.С. «Лицо волка благословлено...» (стадиальные изменения образа волка в тюрко-монголь¬ском эпосе и генеалогических преданиях) // СЭ. 1981. № 1. С. 120-133.

Лукпанова Я. А. Зооморфное изображение раннего железного века из некрополя Тонкерис-1 // Нома¬ды казахских степей: этносоциокультурные процессы и контакты в Евразии скифо-сакской эпохи / Отв. ред. З. Самашев. Астана: Президентский центр культуры, 2007. С. 68-69.

Лукпанова Я.А. Знаковая функция предметов с зооморфными изображениями из кургана №6 комплекса Таксай 1 (Степное Приуралье) // Сакская культура Сарыарки в контексте исследования этносоциокультурных процессов степной Евразии / Отв. ред. А. З. Бейсенов. Алматы: HARC «Бегази- Тасмола», 2015. С. 154-159.

Лукпанова Я. А. Реконструкция женского костюма из элитного погребения Таксай-1: взгляд археоло¬га // Поволжская археология. 2017. №1(19) С. 145-156.

Лукпанова Я.А. Элитарные погребения курганного комплекса Таксай // Маргулановские чтения - 2018. Духовная модернизация и археологическое наследие. (19-20 апреля 2018 года) / Отв. ред. Б.А. Байтанаев. Алматы - Актобе: Институт археологии им. А.Х. Маргулана, 2018. С. 307-319.

Мифологический словарь / Ред. Е.М. Мелетинский. М.: Советская энциклопедия, 1990. 672 с.

Султанова М.Э., Михайлова Н.А. Волк в шаманской натурфилософии кочевников Центральной Азии // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2013. № 3. С. 135-143.

Нуржанов А.А. О культе волка в традициях народов Евразии// Культурное наследие Евразии (с древ¬ности до наших дней) / Отв. ред. Б.А. Байтанаев. Алматы: Институт археологии им. А.Х. Маргулана, 2016. С.216-226.

Памятники природного и историко-культурного наследия Западно-Казахстанской области.. Т 2. Сырымский район / Ред. М.Н. Сдыков. Орал, ЗКЦИ и А, 2006. 320 с.

СамаринаМ.С. Символика волка в культуре: от Капитолийской волчицы до волка Франциска Ассиз¬ского // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2012. №4. C. 216-223.

Сатина Е.К. Образ волка в декоре вещей (памятники «Звериного стиля») // Вестник КемГУ. 2013. №3 (55). С. 61-67.

Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан. Западно-Казахстанская область. Алматы: Аруна, 2010. С.487 .

Сдыков М.Н., Гуцалов С.Ю., Бисембаев А.А. Сокровища скифов Западного Казахстана. Уральск: Полиграфсервис, 2003. 124 с.

Сдыков М.Н. Лукпанова Я. А. Ранние кочевники Западного Казахстана (на примере комплекса Таксай I). Уральск: Полиграфсервис, 2013. 292 с.

Смирнов К.Ф. Савроматы (ранняя история и культура сарматов). М.: Наука, 1964. 379 с.

Федоров В.К. Савромато-сарматские костяные ложечки: к вопросу об индоарийских корнях некото¬рых явлений савромато-сарматской культуры // Башкирский край. Уфа,1992. Вып. 2. С. 80-113.

Яценко С.А. Костюм древней Евразии: ираноязычные народы. М.: Российский гос. гуманитарный ун-т; Восточная Литература, 2006. 664 с.

Kadyrbaev M.K. Denkmaler des Sauromatenadels in Westkasachstan // Das Alter- tum Heft. Bd. 27. 1981. p. 29-37

Загрузки

Опубликован

2021-12-20

Как цитировать

Лукпанова, Я. А. (2021). КУЛЬТ ВОЛКА В КУЛЬТУРЕ НАСЕЛЕНИЯ КАЗАХСТАНСКОГО ПРИУРАЛЬЯ VI–IV ВВ. ДО Н.Э. Археология Евразийских степей, (6), 132–147. https://doi.org/10.24852/2587-6112.2021.6.132.147

Выпуск

Раздел

Исследования и публикации