Отражение зороастризма в храмах Средней Азии эпохи бронзового века

Авторы

  • Гулжахон Шапулатовна Шайдуллаева циональный университет Узбекистана (г. Ташкент, Узбекистан)
  • Абдусамад Мелигалиевич Курбонов Термезский государственный университет (г. Термез, Узбекистан)

DOI:

https://doi.org/10.24852/2587-6112.2023.4.294.301

Ключевые слова:

археология, Средняя Азия, Бактрия, Маргиана, бронзовый век, Авеста, Ригведа, мифология, религия, храм огня, богиня солнца, «пави», «хаома», Саразм, Алтын-депе, Даштли, Гонур, Тоголок 21, Джаркутан

Аннотация

Ускорение миграционных процессов в Средней Азии в эпоху бронзы создало среду мультикультурализма. Культурные связи, социально-экономическое развитие обеспечили дальнейшее развитие духовного мышления общества и привели к формированию так называемой цивилизации Быка. В зарождении мифологических и религиозных воззрений, составивших духовную основу этой цивилизации, особое место занимают образы, связанные с огнем. Формирование огня как божественного символа в духовном мире человека или непосредственно как культа прошло длительное историческое развитие. В частности, обращает на себя внимание большое количество культовых сооружений и обрядов, представляющих культ огня в Средней Азии. Огонь как символ веры ценился не только в зороастрийской вере, которая, как говорят, сформировалась в Средней Азии, но и в более ранней индоиранской вере - религии Дaэваясна. То, что место костра в определенном смысле сохранилось в верованиях, распространенных в Центральной Азии после зороастризма, находит отражение в археологических и этнографических материалах и, прежде всего, в культовом зодчестве эпохи бронзы. Статья посвящена выяснению этапов формирования культа огня в Средней Азии на основе археологических свидетельств и письменных источников. В исследовании представлены различные характеристики огнепоклонства, «огнепочитания», символом которого является Митры. Также анализируются общие и специфические черты огненных гимнов в таких священных источниках, как Авеста и Ригведа, и показывается эволюция культа огня путем сопоставления письменных и материальных источников.

Библиографические ссылки

Avesta. Izbrannye gimny (Avesta. Selected hymns). Steblin-Kameskii, I. M. (transl.)., Livshits, V. A. (ed.). Dushanbe: “Adib” Publ. (in Russian).

Avdiev, V. I. 2013. Istoriya Drevnego Vostoka (History of the Ancient East). Moscow: “Ripol Klassik” Publ. (in Russian).

Askarov, A. 2015. Istoriya proiskhozhdeniya uzbekskogo naroda (History of genesis of the Uzbek people). Tashkent: “Uzbekistan” Publ. (in Russian).

Askarov, A. A., Shirinov, T. Sh. 1989. In Pugachenkova, G. A. (ed.). Gradostroitel'stvo i arkhitektura (Urban planning and architecture). Tashkent: “Fan” publ., 23–42 (in Russian).

Askarov, A. A., Shirinov, T. Sh. 1993. Rannyaya gorodskaya kul'tura epokhi bronzy yuga Sredney Azii (The Early Urban Culture of Bronze Age of Southern Uzbekistan). Samarkand (in Russian).

Bongard-Levin, G. M. 1980. Drevneindiyskaya tsivilizatsiya: filosofiya, nauka, religiya (Ancient Indian civilization: philosophy, science, religion). Moscow: “Nauka” Publ. (in Russian).

Bongard-Levin, G. M. 2001. Drevnyaya Indiya. Istoriya i kul'tura (Ancient Indiia. History and culture). Saint Petersburg: “Aleteiia” Publ. (in Russian).

Emel’yanov, V. V. 2017. In Bol'shaia rossiiskaia entsiklopediia (Great Russian Encyclopedia). Vol. 35. Moscow: “Great Russian Encyclopedia” Publ., 153–155 (in Russian).

Ivanov, V. V. 2009. Izbrannye trudy po semiotike i istorii kul'tury (Selected works on semiotics and cultural history) 5. Moscow: “Znak” Publ. (in Russian).

Isakov, A. 1986. In Sovetskaia Arkheologiia (Soviet Archaeology) (6), 152–167 (in Russian).

Isakov, A. I. 1991. Sarazm (k voprosu stanovleniya drevnezemledel'cheskoy kul'tury Zeravshanskoy doliny) (Sarazm (on the question of the formation of the ancient agricultural culture of the Zeravshan Valley)).Dushanbe: “Donish”, “Adib” Publ. (in Russian).

Kalandarova, M. S. 2012. In Aziya i Afrika segodnya (Asia and Africa today) 7, 4–7 (in Russian).

Kurbonov, A. M. 2023. In Arkheologiia Evraziiskikh stepei (Archaeology of Eurasian Steppes) 1, 107–110 (in Russian).

Malyanov, D. Peresokhshaya tsivilizatsiya (A dried-up civilisation). Available at: https://www.gazeta.ru/science/2012/05/29_a_4605165.shtml (accessed: 01.06.2023) (in Russian).

Yakobson, V. Ya. (ed.). 1977. Mifologiya drevnego mira (Mythology of the ancient world). Moscow (in Russian).

Munchaev, R. M. 1975. Kavkaz na zare bronzovogo veka: neolit, eneolit, ranniaia bronza (Caucasus at the dawn of the Bronze Age: the Neolithic, Chalcolithic, Early Bronze). Moscow: “Nauka” Publ. (in Russian).

Rakhimov, K. A. 2011. Sopolli madaniyati edgorliklarida olov bilan boғliқ қurilmalar va oshkhona idishlari tipologiyasi (Typology of fire-related devices and kitchen utensils in the monuments of the Pottery culture). Thesis of Diss. of Candidate of Historical Sciences. Samarkand (in Uzbek).

Sarianidi, V. I. 1965. Pamyatniki pozdnego eneolita yugo-vostochnoy Turkmenii (Late Eneolithic sites of the southeastern Turkmenistan). Series: Svod Arkheologicheskikh Istochnikov (Corpus of Archaeological Sources) B3–8. Part 4. Moscow: “Nauka” Publ. (in Russian).

Sarianidi, V. I. 1976. In Kruglikova, I. T. (ed.). Drevniaia Baktriia (Ancient Bactria). Series: Materialy Sovetsko-Afganskoy arkheologicheskoy ekspeditsii (Materials of the Soviet-Afghan archaeological expedition) 1969–1973. Moscow: “Nauka” Publ., 21–86 (in Russian).

Sarianidi, V. I. 1989. In Vestnik drevnei istorii (Journal of Ancient History) 2, 161–167 (in Russian).

Sarianidi, V. I. 1990. In Vestnik drevnei istorii (Journal of Ancient History) 2, 161–167 (in Russian).

Sarianidi, V. I. 2010. Zadolgo do Zaratushtry (Arkheologicheskie dokazatel'stva protozoroastrizma v Baktrii i Margiane) Long before Zaratushtra (archaeological evidences of Protozoroastrianizm in Bactria and Margiana). Moscow: “Staryy sad” Publ. (in Russian).

Khlopin, I. N. 1964. In Passek, T. S. (ed.). Kratkie soobshcheniia Instituta arkheologii (Brief Communications of the Institute of Archaeology) 99. Moscow: “Nauka” Publ., 47–51 (in Russian).

Shirinov, T. 1990. In Askarov, A. A. (ed.). Istoriia material'noi kul'tury Uzbekistana (History of Material Culture of Uzbekistan) 23. Tashkent: “Fan” Publ., 69–78 (in Russian).

Shirinov, T. 1990. In Askarov, A. A. (ed.). Istoriia material'noi kul'tury Uzbekistana (History of Material Culture of Uzbekistan) 24. Tashkent: “Fan” Publ., 18–28 (in Russian).

Shirinov, T. Sh. 2011. In (Tarikhimiz etyudlari – Etyudy nashey istorii) (Etudes of our history) Tashkent: “Fan” Publ., 195–213 (in Russian).

Boyce, M. 1989. A history of Zoroastrianism. Vol. 3. Zoroastrianism under Macedonian and Roman Rule. Leiden-Koeln.

Загрузки

Опубликован

2023-08-31

Как цитировать

Шайдуллаева , Г. Ш., & Курбонов , А. М. (2023). Отражение зороастризма в храмах Средней Азии эпохи бронзового века . Археология Евразийских степей, (4), 294–301. https://doi.org/10.24852/2587-6112.2023.4.294.301

Выпуск

Раздел

Исследования и публикации