ВОСТОЧНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ МОТИВЫ НА ПОЯСНЫХ НАКЛАДКАХ СУББОТЦЕВСКОЙ ГРУППЫ КУШНАРЕНКОВСКОЙ И ЛОМАТОВСКОЙ КУЛЬТУР

Авторы

  • Ласло Клима Будапештский университет имени Лоранда Этвеша (г. Будапешт, Венгрия)

Ключевые слова:

религиозные мотивы, поясные накладки, субботцевская группа, кушнаренковская культура, ломатовская культура, сасанидско-согдийская металлургия, буддистские символы, Манихейство, 9-10 вв., ранние венгры

Аннотация

Начиная с 4-го столетия до н.э. буддизм стал распространяться с индийского субконтинента на север, в сторону Бактрии. В 1-ом столетии н.э. в зоне степи кушаны, вселявшиеся в Бактрии, продолжали распространять его. Торговлей между Европой, Ближним и Дальним Востоком на станциях Средней Азии Великого шёлкового пути управляли согды. Кроме этого они были и посредниками связи между культур и религий. В распространении буддизм значительную роль играли согды, говорящие
на восточно-иранском языке, родственном с кушанским языком. О распространении буддизма в зоне степы свидетельствуют и китайские путешественники. В 8-ом столетии, во время своего путешествия в Индию, буддийский монах, Укун (Wu-k’ung) бывал и территории Западно-тюркского каганата, бывшего под властью тюргешей, где он обнаружил признаки живой буддинской религиозной жизни. Данные факты известны для историографии. Также известный факт, что в торевтике древних венгров наблюдается влияние согдов. Кроме технических приёмов обработки металла, мастера согдийского происхождения, или венгерские мастера, принявшие приёмы обработки металла у мастеров-согдов, могли знать и распространённые в зоне степи мифы и предания, связанные буддизмом. Поэтому, на предметах,
изготовленных для заказчиков, мастера-согды, наверное, изображали мотивы буддийской иконографии, одинаково известные для них самых и для заказчиков. Узоры на поясных накладках, найденных в д. Субботцы в мог. 2, указывают на связь с древневенгерскими находками из Магна Хунгарии и из Карпатского бассейна. Но изображение мужщины, сидящий в позийии лотоса (padmasana) и танцующих девушек/ангелов с крылями до сих пор не известны с территории Венгрии. Среди находок типа Субботцев поясный набор с танцующей девушкой/ангелов известна из Катериновки. Позиция правой
руки мужщины, сидящево в позиции лотоса, и палка в левой руке с Т-образном концом до сих пор не известны в буддинском иконографии. Поэтому не можем установить, которого будду или Бодхисаттву изображает сидящая мужщина из д. Субботцы. Но танцующих девушкой/ангелов по своему характерному признаку можно отождествлять с апсарами буддийской иконографии. Буддийские мотивы появляются и на территории кушнаренковской культуры. К ним относится наконечник ремня с изображением человека с четырмя руками из могилы № 3 кургана № 3 Ишимбаевского могильника, который можно отождествлять с Авалокитешварой (в ламаизме Ченрези).

Библиографические ссылки

Bokij, N. M., Pletneva, S. A. 1989. Nomád harcos család 10. századi sírjai az Ingul folyó völgyében. Archaeologiai Értesítő (116), 86–98.

Elverskog, J. 2010: Buddhism and Islam on the Silk Road. Philadelphia, University of Pennsylvania Press.

Foltz, R. C. 1999. Religions of the Silk Road. Overland Trade and Cultural Exchange from Antiquity to the Fifteenth Century. New York, St. Martin’s Griffi n; 2nd edition: Foltz, R. C. (2010): Religions of the Silk Road: Premodern Patterns of Globalization. New York, Palgrave Macmillan.

Gulácsi, Zs. 2009. A Manichaean Portrait of the Buddha Jesus. Identifying a Twelfth-Thirteenth-century Chinese Painting from the Collection of Seiun-ji Zen Temple. Artibus Asiae 69(1): 91–145.

Gulácsi, Zs. 2013. The Crystal Seal of ‘Mani, the Apostle of Jesus Christ’ in the Bibliothèque nationale de France. In: Pedersen, N. A. – Larsen, J. M.: Manichaean Texts in Syriac. First Editions, New Editions and Studies. Corpus Fontium Manichaeorum. Series Syrica. Turnhout, Brepols Publishers. 245–267, Plates 16–23.

Gulácsi, Zs. 2015. Images of Jesus in Manichaean Art. In: Richter, S. G., Horton, Ch., Ohlhafer, K. (ed.): Mani In Dublin. Selected Papers from the 7th International Congress of Manichaean Studies in the Chester Beatty Library, Dublin, 8–12 September, 2009. Nag Hammadi and Manichaean Studies: Leiden, Brill. 185–195.

Halikova, E. A. 1976: Ősmagyar temető a Káma mentén. Magna Hungaria kérdéséhez. Archaeologiai Értesítő 103: 53–78.

Harmatta, J. 1994: Kálizok. In: Kristó, Gy. (szerk.): Korai magyar történeti lexikon (9–14. század). Budapest, Akadémiai Kiadó. 314.

Klima, L. 2016: Jürkák, tormák, merják. Szemelvények a fi nnugor nyelvű népek történetének korai forrásaiból. Források és tanulmányok 1. Budapest, MTA Bölcsészettudományi Kutatóközpont.

Klima, O. 1962. Manis Zeit und Leben. Praha, Verlag der Tschechoslowakischen Akademie der Wissenschaften.

Kósa, G. 2008. A létezők átváltozása. A pillangó motívuma a Zhuangziben. Vallástudományi Szemle IV(1), 93–108.

Litvinsky, B. A. 1968.Outline history of Buddhism in Central Asia. Moscow: “Nauka” Publ..

Maenchen-Helfen, O. 1951. Manicheans in Sibiria. In: Fischel, W. J. (ed.): Semitic and Oriental Studies. Presented to W. Popper on the Occasion of his Seventy-Fifth Birthday Oct 29, 1949. (Univ. of California Publ. In Semitic Philology 11). Berkeley–Los Angeles, Univ. of Calif. Press. 311–326.

Marshak, B. I. 2002. Legends, Tales, and Fables in the Art of Sogdiana. With an appendix by Vladimir A. Livshits. New York, Biblioteca Persica Press.

Mesterházi, K. 1994: Többgyökerű ősi vallásunk emlékei. In: Kovács L. (szerk.): Honfoglalás és régészet. Budapest, Balassi Kiadó.

Mikkelsen, G. B. 1997. Bibliographia Manichaica. A Comprehensive Bibliography of Manichaeism through 1996. Corpus Fontium Manichaeorum: Subsidia (SUB) 1. Turnhout, Brepols Publishers.

Parry, K. 2005. The Iconography of the Christian Tombstones from Quanzhou. In: Lieu, S. – Gardner, I. – Parry, K. (eds.): From Palmyra to Zayton: Epigraphy and Iconography. Silk Road Studies X. Turnhout, Brepols Publishers. 229–246.

Prihodnûk, O. M., Čurilova, L. N. 2002: The Korobčino fi nd (Ukraine) and some problems of the Hungarian ethnogenesis. Acta Archaeologica Academiae Scientiarum Hungaricae (53), 183–193.

Puri, B. N. 1987. Buddhism in Central Asia. Buddhist Tradition Series, Vol IV. Delhi, Motilal Banarsidass Publishers.

Simon, R. 2011. Utószó. In: Simon R., Simonné Pesthy M. (szerk.). Mání és a fény vallása. A manicheizmus forrásai. Budapest, Corvina.

Sims-Williams, N. 1983 Indian Elements in Parthian and Sogdian. In: Röhrborn, K., Veenker, W. (Hrsg.).

Sprachen des Buddhismus in Zentralasien. Veröff entlichungen der Societas Uralo-Altaica, Bd. 16. Wiesbaden, Harrassowitz. 132–141.

Togan, Z. 1939. Ibn Faḍlān’s Reisebericht. Leipzig, Brockhaus. [Reprinted: Nendeln, Liechstenstein, Kraus Reprint Ltd., 1966].

Türk, A. 2011 A magyar őstörténet és a szaltovói régészeti kultúrkör. PhD kézirat. Szeged, Szegedi Tudományegyetem.

Widengren, G. 1965. Mani and Manichaeism. London, Weidenfeld & Nicolson. (In Russian)

Zimonyi, I. 2009. Az iszlám és a középkori Kelet-Európa. In Balogh, L., Kovács, Sz. (szerk.): Térítés –Megtérés. A világvallások terjedése Kelet-Európa népei között. Magyar Őstörténeti Könyvtár 25. Budapest, Balassi Kiadó. 11–28.

Аксенов В.С. Редкий тип бляшек-амулетов из Верхнесалтовского катакомбного могильника // Культуры Евразийских степей второй половины I тысячелетия н. э. (из истории костюма). Материалы III Международной археологической конференции (Самара, 14-18 марта 2000 г.) Том 2. Самара: Самарский областной историко-краеведческий музей им. П. В. Алабина, 2001 С. 132−140.

Беленицкий А.М., Маршак Б.И. Черты мировоззрения согдийцев VII−VIII вв. в искусстве Пенджикента // Под ред. Б. Г. Гафуров и Б. А. Литвинский. История и культура народов Средней Азии (древность и средние века). М.: Наука, 1976. С. 75–89., 179–186. Илл. Бокий Н.М., Плетнева С.А. Захоронение семьи воина-кочевника X в. в бассейне Ингула // СА. 1988. № 2. С. 99‒115.

Виденгрен Г. Мани и манихейство / Пер. с нем. Иванова С.В. СПб.: Евразия, 2001. 256 с.

Дьяконова Н.В., Смирнова О.И. К вопросу о культе Наны (Анахиты) в Согде // СА. 1967. № 1. С. 74–83.

Комар А.В. Древние мадьяры Этелькеза: перспективы исследований // Мадяри в Середньому Подніпров'ï /Археологія и давня історія Украïни. Вип. 7. / Отв. ред. Моця О.П. Киïв: ІА НАН України, 2011. С. 21−78.

Комар А.В. Поясные наборы IX-X вв. с «мифологическими сюжетами» // Zwischen Byzanz und der Steppe. Archäologische und historische Studien Festschrift für Csanád Bálint zum 70. Geburtstag. Between Byzantinum and the Steppe. Archaeological and Historical Studies in Honour of Csanád Bálint on the Occasion of His 70th Birthday. Budapest, Institute of Archaeology, Research Centre for the Humanities Hungarian Academy of Sciences, 2016. 545–556.

Король Г.Г. Антропоморфно-сюжетные изображения на ременных украшениях кочевников Евразии конца I начала II тыс. н.э. // Снаряжение кочевников Евразии / Под ред. Тишкин, А. А. Барнаул: Издательство Алтайского университета, 2005. С. 157–162.

Луконин В.Г. Кушано-сасанидские монеты. // ЭВ. 1967. Вып. XVIII. С. 16–33.

Мажитов Н.А. Курганы Южного Урала VIII–XII вв. М.: Наука, 1981. 164 с.

Отчёт Императорской археолоической комиссии за 1909 и 1910 годы. Санкт-Петербург: Типография главного управления уделов. 1913

Петрухин В.Я. Русь в IX−X веках. От призвания варягов до выбора веры. 2-е издание. М.: Форум-Неолит, 2014.с.

Путешествие Ибн Фадлана: Волжский путь от Багдада до Булгара / Каталог выставки. М.: Издательский дом Марджани, 2016. 560 с

Смагина Е.Б. Манихейство: по ранним источникам. М.: Восточная литература, 2011. 524 с.

Смирнов Я.И. Восточное серебро / Атлас древней серебряной и золотой посуды восточного происхождения, найденной преимущественно в пределах Российской империи. Санкт-Петербург, Издание Имп. Археологической Комиссии ко дню 50-летия её деятельности. 1909

Торгоев А.И., Кий, Е.А., Кольченко В.А., Викторова О.С. Казимирова Р.А., Кулиш А.В. Новый буддийский памятник в чуйской долине (Северная Киргизия) // СГЭ. 2012. Вып. LXX. С. 191–200.

Ханенко Б., Ханенко В. Древности Приднепровья. Эпоха славянская (VI–XIII в). Вып. V. К.: Типография Кульженко С.В., 1902. 78с.

Хосроев А.Л. История манихейства (Prolegomena). СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2007. 493 с.

Загрузки

Опубликован

2018-12-20

Как цитировать

Клима, Л. (2018). ВОСТОЧНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ МОТИВЫ НА ПОЯСНЫХ НАКЛАДКАХ СУББОТЦЕВСКОЙ ГРУППЫ КУШНАРЕНКОВСКОЙ И ЛОМАТОВСКОЙ КУЛЬТУР. Археология Евразийских степей, (6), 136–149. извлечено от https://evrazstep.ru/index.php/aes/article/view/428

Выпуск

Раздел

Исследования и публикации