ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРИ АНАЛИЗЕ И РЕКОНСТРУКЦИИ ПАЛЕОКОСТЮМА

Авторы

  • Любовь Валентиновна Копосова Центр современной культуры Уральского Федерального Университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург, Россия)
  • Тамара Александровна Галеева Уральский Федеральный Университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург, Россия)

Ключевые слова:

палеокостюм, костюмный комплекс, искусствоведческий подход, методики исследования, искусство оазисов Шелкового пути

Аннотация

В статье предпринята попытка реконструкции средневекового костюмного комплекса тохаров и уйгуров на материале росписей Таримского бассейна Великого шелкового пути. Предложенная автором методология рассмотрения костюма как «универсального произведения искусства» (по другой терминологии – «совокупного»), с прояснением гештальта этноса и учетом дополнительных модусов тактильности, сакральности и телесности, позволяет увидеть в истории развития декоративно-прикладного искусства в целом, его сложные взаимодействия с другими сферами культуры, влияния на различные стороны жизни человека. Это способствует выявлению возможных моделей развития древнего социума, культуры мышления и уровня духовной организации общества, маркированных через объекты искусства и их бытование в предметной среде человека.

Библиографические ссылки

Альбаум Л.И. Живопись Афрасиаба. Ташкент : Фан, 1975. 113 с.

Аржанцева И.А. Пояса на росписях Афрасиаба / История материальной культуры Узбекистана. Вып. 21. / Отв.ред. А. Аскаров. Ташкент: Фан, 1987. C. 92–114.

Асадов Ф. М. Арабские источники о тюрках в раннее средневековье. Баку : Элм. 1993. 204 с.

Беленицкий А.М. Монументальное искусство Пенджикента. Живопись, скульптура. М.: Искусство. 1973. 65 с.

Беленицкий А.М. Распопова В.И. Согдийские «золотые пояса» // Страны и народы Востока. Москва: [б.н.], 1980. Т. XXII. С. 213–218.

Брагинский И. С. Суфийская литература // Литературный энциклопедический словарь. / Под ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М.: Советская энциклопедия. 1987. С. 429–430.

Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Евразия – космос кочевника, земледельца и горца. М.: Институт ДИ-ДИК, 1999. 368 с.

Голованова Е.И. Образ, понятие, гештальт как форматы профессионального знания // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Челябинск : Челябинский государственный университет, 2014. № 6 (335). С. 122–125.

Камалов А.К. Древние уйгуры VIII–IX вв. Алматы : Издательский дом «Наш Мир», 2001. 216 с.

Камалов А.К. О тюрко-согдийском взаимодействии в танском государстве. // Иран–Наме, 2007. №4. С.115–128.

Камалов А.К. Тюрки и иранцы в танском Китае в правление Императора Дэ–цзуна (779–805). // Иран–Наме. 2008. №2. С. 56–68.

Камалов А.К. О согдийских колониях в Танской империи. // Иран–Наме. 2011. №1 (17). С. 83–97.

Карелина Е.К. Звуковые идеалы хоомея как «абсолютной» музыки кочевников // Чатхан: история и современность. Материалы III международного симпозиума (Абакан, 30 июня − 4 июля 2007 г.). Абакан: Прогресс, 2007. С. 31–34.

Кидиекова И.K. Изобразительный декор хакасских музыкальных инструментов // Чатхан: история и современность. Материалы III международного симпозиума (Абакан, 30 июня − 4 июля 2007 г.). Абакан: Прогресс, 2007. С. 45–47.

Кумарасвами А. К. Цели индийского искусства // Искусство. 2015. № 3(594). С. 3–12.

Мазай Л.Ю. Культурно–исторический анализ шаманской музыки хакасов // Чатхан: история и современность. Материалы III международного симпозиума (Абакан, 30 июня − 4 июля 2007 г.). Абакан: Прогресс, 2007. С. 21–24

Мамлеева Л.А. Становление Великого шелкового пути в системе трансцивилизационного взаимодействия народов Евразии // Археология Евразии. URL: http://archaeology.kiev.ua/pub/mamleyeva.htm (дата обращения 15.02.2019)

Марков А. Рядом с древнейшей скульптурой найдены музыкальные инструменты // Элементы (Элементы большой науки). 2009. 26 июня. URL: http://elementy.ru/news?newsid=431111 (дата обращения 15.05.2017)

Пугаченкова Г.А. К истории костюма Средней Азии и Ирана XV — первой половины XVI в. URL: https://kitabhona.org.ua/costum_costum/pugachenkova.html (дата обращения: 15.02.2019).

Пугаченкова Г.А. Из художественной сокровищницы Среднего Востока. Ташкент : Изд–во лит. и искусства, 1987. 224с.

Рахманалиев Р. Империя тюрков. Великая цивилизация. Москва: Рипол, 2009. 294 с.

Рерих Ю.Н. История Средней Азии. В 3 томах. Москва: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2004. Том 1. 439 с.

Руденко С.И. Горноалтайские находки и скифы / Итоги и проблемы современной науки. Москва–Ленинград, 1952. 268 с.

Шукуров Ш.М. Искусство средневекового Ирана (Формирование принципов изобразительности). Москва : Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989. 248 с.

Шукуров Ш. М. Образ храма. Imago Templi. Москва : Прогресс–Традиция, 2002. 496 с.

Яценко С. А. Костюм древней Евразии (ираноязычные народы). М.: Восточная литература, 2006. 664 с.

Яценко С.А. Древние тюрки: Костюм на разноцветных изображениях // Museum, Интернет–конференция «Древности в музейных коллекциях» / Под ред. Т. Н. Крупы. Харьков, 2007. URL: https://swordmaster.org/uploads/2011/oldturks/ancient_turks_costume_in_a_color_images.pdf (дата обращения: 20.05.2018).

TURFANFORSCHUNG. Berlin-brandenburg academy of science and humanitie. URL: http://turfan.bbaw.de/projekt–en (дата обращения 20.05.2018).

Загрузки

Опубликован

2019-02-25

Как цитировать

Копосова, Л. В., & Галеева, Т. А. (2019). ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД ПРИ АНАЛИЗЕ И РЕКОНСТРУКЦИИ ПАЛЕОКОСТЮМА. Археология Евразийских степей, (1), 118–128. извлечено от https://evrazstep.ru/index.php/aes/article/view/478

Выпуск

Раздел

Исследования и публикации